В.А.Утянский «Воспоминания» 26 с.
***
В те времени здесь свирепствовала малярия, чему способствовали кубанские плавни с бесчисленными комарами. Мать тяжело болела. Врачи сказали, что надо уехать, изменить климат.
Летом 1924 года наша семья: отец, мать, сестра и я – с незамысловатыми пожитками выгрузились на станции Подгорное Ю.В. ж. д. Отец нанял подводу, и мы двинулись в село. Был тихий яркий солнечный день. Мы ехали в дом Утянских, где жили: тетка отца Евдокия Николаевна Раевская и брат отца Николай Васильевич Утянский. Здесь, а потом на цемзаводе прошли наше с сестрой детство и юность.
***
Если есть во мне что-то хорошее, то это только от матери моей Екатерины Яковлевны и отца Александра Васильевича Утянских. Их светлые и чистые образы я пронес через всю мою жизнь. Я не знал более скромных, бескорыстных, честных и порядочных людей. Никогда они не поступались ни честью, ни совестью Мать была строга и справедлива. Они не занимались каким-то специальным нашим воспитанием, да и некогда было это делать. Нужно было много работать, чтобы прокормить меня с сестрой (мы учились в средней школе) и отца, он тяжело болел (инвалид 3-2 группы) и получал пенсию 62 рубля с копейками. А годы тяжелые 1930-34-й. Нас воспитывала жизнь, время, школа.
Обручальные кольца, две серебряные рюмки, подаренные матери отцом, отнесли в Россоши в торгсин. Радостные родители принесли небольшой фибровый чемоданчик, а в нем пшенная крупа. Значит, живем!
За хорошую работу мать премировали то куском материи, то обувью, а то и галошами.
В 1937 году сестра и я окончили 10 классов. Это был первый выпуск Подгоренской средней школы (на цемзаводе). Я поехал сдавать вступительные в Воронежский университет, сестра уехала в Москву и поступила в фармацевтический институт. Родителям стало легче.
Никогда они не сетовали на свою судьбу, не жаловались на неустроенность, на нехватку чего-то, на тяжести жизни. Никогда ни в чем и никому не завидовали. Может быть, это отразилось каким-то образом и в нас. Мы всегда смотрели на жизнь оптимистически, с верой в лучшее.
Итак, мои родители – добрые, хорошие люди.
Безмерная благодарность им за мое рождение, за то, что вырастили.
***
Обыкновенная сельская улица. По обе стороны дома с деревянными полами и хатки-мазанки с земляными, вымазанными светло-желтой глиной. Заборы из досок и плетни. Одним концом, северным, она выходила к площади, на которой стояла красивая кирпичная с высоким куполом, покрытым железом, выкрашенным в зеленый цвет, и большими позолоченными крестами на верхушке церковь. Рядом такая же высокая и стройная колокольня. Вокруг массивная кирпичная ограда. К заутрене и вечерне