В.А.Утянский «Воспоминания» 27 с.
размеренно призывал колокол. В праздники оживали все большие и малые, и благостный трезвон разносился далеко вокруг.
Площадь окружали: одноэтажное из красного кирпича с большими окнами, похожее на казарму, здание РИКа (Райисполкома), где работала мать; деревянный с зеленой железной крышей домик – Кредитное товарищество, где работал дядя Коля; магазины и лавки Потребкооперации; небольшой под железной крышей домик с наружной деревянной лестницей на второй этаж – сельсовет.
В воскресенье и праздники из деревень и хуторов приезжает много подвод, запряженных лошадьми и быками. Большой базар! Продается все, что родит земля и выхаживают руки, что создают умельцы: кузнецы, бондари, шорники и др. Шумно и интересно!
Другим концом наша улица упиралась в перекресток с небольшим (тогда казалось целой горой) холмом. Зимой, особенно под вечер, здесь собиралось много детей и молодежи. Шумно и весело катили на санках вниз.
Летом вся улица зарастала высоким бурьяном. Под заборами тропинки, а посредине дорога, наезженная колесами телег и перетоптанная копытами лошадей, быков, стадом коров, овец. Чернозем превратился в пыль. Рано утром выбегаю босиком на дорогу. Ноги утопают чуть не по колено в невесомом пуху, ощущается приятная прохлада остывшей за ночь пыли. А вечером, когда остынет накалившейся за день воздух, зарывшись ногами и руками в пыли, чувствуешь накопившееся приятное тепло. И всегда этот невероятно близкий, необыкновенный запах деревенской пыли. Еще он появлялся всегда при первых крупных каплях начинающегося дождя. Он радостно будоражит что-то внутри.
Наш дом стоял в конце улицы, до церкви 300-350 метров. Бабушка Евдокия Николаевна была очень верующим человеком. Она часто ходила в церковь, а с нею и я. Внутри просторно и светло. Алтарь, иконостас, все убранство красивое, яркое. На Пасху после молебна под утро, еще в темноте, расходились люди, держа в руках разноцветные бумажные фонарики (китайские), будто светлячки. Мы с сестрой тоже несли их с горящей внутри свечой. Придя домой, бабушка становилась на табуретку, прикладывала к потолку перед каждой дверью вырезанный в бумаге крест и копотью от свечи наносила его на потолке.
На колокольне жило очень много галок. Когда начинали звонить, они с громким криком вылетали и кружили над церковью, потом рассаживались на крестах, крыше, карнизах. Это привлекало и подолгу хотелось стоять, наблюдая.
Очень красивая служба на Троицу, ее проводил приезжий архиерей. Весь в белом облачении, его торжественно сопровождают шесть мальчиков тоже во всем белом, блестящем.
Красиво пел хор. В этот день в комнатах прикреплялись березовые, осиновые ветки и посыпался пол травою, мятой и чабрецом. Стоял аромат лесов и полей. Потом церковь разрушили. Кладка была такой прочной, что взрывали.
В дни, когда бабушка выпекала хлеб в русской печи, мы лакомились пампушками. Они делались из того же кислого теста, что и хлеб. Были необыкновенно вкусны и душисты. Руками мы отрывали кусочки и, макая в сметану, с великим удовольствием отправляли в рот.