В.А.Утянский «Воспоминания» 43 с.
В «Кратких воспоминаниях бывшего Командира 183 МСБ 154 стрелковой дивизии военврача 2 ранга Величко Федора Матвеевича», одного из руководителей подпольной коммунистической организации (члена центра) лагеря 4Б Мюльберг на Эльбе, в Приложении №1 «Боевая характеристика на активных участников подпольной коммунистической организации, продолжавших антифашистскую борьбу в глубоком тылу врага в 1941-1945 г.г. Лагерь 4Б Мюльберг на Эльбе» написано:
«9. Утянский Владимир Александрович, 1920 года рождения, кандидат в члены КПСС, лейтенант-летчик. Состоял в моей группе. Смелый и волевой офицер-летчик, обдуманно выполняющий задания подпольной коммунистической организации. Готовил чертежи с картами для беглецов, а также снабжал их компасами и продуктами, полученными от иностранцев, предварительно спрятав их в бараке туберкулезников и хорошо замаскировав в земле. Достоин правительственной награды ордена Боевого Красного Знамени».
Здесь неточности: я не 1920 года рождения, а 1919-го; не кандидат, а член КПСС и не лейтенант, а старший лейтенант.
Еще в «Кратких воспоминаниях» сказано: «Наша документация о работе подпольной коммунистической организации лагеря военнопленных Мюльберг на Эльбе – Германия была оформлена сразу же после освобождения. Она утверждена ЦК КПСС и находится в городе Герое Москве, Советская площадь 1-2, Институт Марксизма-Ленинизма, Архив ЦК КПСС».
***
За десять месяцев и десять дней нахождения на фронте Великой Отечественной войны сделал, по моим неточным подсчетам, сто пятьдесят боевых вылетов. Три на самолете СБ и сто сорок семь на самолете Пе-2.
Четыре раза был сбит, из них три раза самолет горел.
Потерял в боях прекрасных товарищей: штурмана Лангового и стрелков-радистов Панькова и Егорова.
Вечная память и слава им!
***
В феврале 1946 года поехал в отдел наград кадров Красной Армии (Ярославское шоссе) Написал объяснительную. В течение каких-то тридцати минут нашли мою наградную учетную карточку, и молодая девушка выдала Орденскую книжку (до этого были временные удостоверения), где значились номера трех орденов.
Также получил проездные бесплатные билеты и денежную расчетную книжку со времени каждого награждения (все это тогда полагалось). Сумма, которую получил, выразилась в 1800 рублей. Тогда же написал в Президиум Верховного Совета СССР просьбу о выдаче мне дубликатов орденов.
Быстро пришел ответ: «Дубликаты орденов, как правило, не выдаются».
У меня есть Орденская книжка, но нет самих орденов. На груди планки.
Так проходит тридцать восемь лет.