В.А.Утянский «Воспоминания» 66 с.
Приняли нас хорошо, по-доброму.
Живут они в купленной в тридцатые годы половине кирпичного, когда-то купеческого дома. Высокие потолки украшены лепниной, большие филенчатые двустворчатые двери, большие окна со ставнями. Отопление печное, углем, можно дровами. Небольшой дворик, отгороженный высоком глухим забором от улицы, представляет собой виноградник, где зреют несколько сортов: мускаты Венгерский и Гамбургский, Сенсо, Сенека, Мадлен, Молдавский, Дамские пальчики, Изюм и много Изабеллы. Есть три яблони, слива и разные цветы. На улице у дома растут вишни.
Ухаживая и лелея, Степан Семенович находил в этот отдохновение.
В погребе хранились вина из разных сортов винограда с разнолетней выдержкой, необыкновенно вкусные, приятные. Налитое в хрустальные бокалы, оно светилось какой-то неповторимой прозрачной чистотой от рубиновых до нежнозолотистых оттенков. Всеобщий восторг подтверждал недюжинные способности мастера.
Отыскались старые друзья Надежды Ивановны по учебе и работе.
Дом Быковых-Лакшинской стал местом сбора и встреч целой компании геологов. На дни рождения хозяев и в иные праздники приезжали из Ростова: Валя со мной, Семенова, Марино, Алексюк с Константином Львовичем; из Новочеркасска давнишняя подруга Надежды Ивановны Ольга Пантлеймоновна. Приходили друзья семьи Степан Васильевич с женой и соседи по дому: Аня, Борис, Елена Емельянова с мужем, их дети.
Прошло столько-то лет, и первым умер Степан Васильевич, потом Варвара Ивановна, Константин Львович, муж Елены Емельяновны, Ольга Пантелеймонова, Степан Семенович. Осталась Надежда Ивановна одна в большом полу-доме. Но судьба послала ей прекрасных соседей. Во всем ей помогают Анечка и Борис Владимирович.
Разные сорта винограда выродились, осталась одна Изабелла, над вином из которой главный колдун Анечка. Молодое, оно также несравнимо ни с какими фирменными заводскими.
Мы с Валей стали ездить чаще. Не только по торжественным и поминальным дням, а и просто в обычные. Здесь тишина и спокойствие. Спешка и суета отстают от нас, как только ступаем на таганрогскую землю. Нам хорошо у Надежды Ивановны, мы отдыхаем иногда по несколько дней, за что премного благодарны. Всегда она приглашает и искренне рада нашему приезду.
Теперь недавно, после смерти мужа, в нашей поредевшей компании Варвара Михайловна Каклюгина из Новочеркасска, тоже геолог, подруга юности хозяйки. В то время как в Ростове невозможно купить свежих леща и судака, на таганрогском базаре они есть, чуть ли не круглый год и сравнительно недорого. Часто мы увозим судака в Ростов. Каждый раз при отъезде Надежда Ивановна вручает нам бутылки вина, а теперь флягу на два литра.
Как незаметно промелькнуло тридцать лет! Хоть уж и не та память и прыть, сказываются годы, а все равно суетимся и ездим друг к другу.