В.А.Утянский «Воспоминания» 70 с.
В большом пальце на левой ноге появилась такая боль, что темнело в глазах. Возникала она и прекращалась внезапно, а продолжалась несколько секунд. И так в любое время суток, все равно при ходьбе или в покое. Обратился к хирургу. Сказала: облитерирующий эндартериит. Немедленно уколы падутина и дибазола. В кабинете врача из пачки «Беломора» взял одну папиросу (она взмутилась), а пачку оставил на столе. Сказал, что эту последнюю выкурю в эскадрилье с товарищами. Да, это была моя последняя папироса, выкуренная 12 июня 1964 года.
Потом, как ни провоцировали товарищи, как ни соблазняли, окуривая, ни разу не взял в рот папиросу. Раньше несколько раз пытался бросить, не курил по месяцу и больше и снова начинал. А здесь, будто и не курил 25 лет, да еще как. Вскоре боли исчезли. В госпитале инвалидов Отечественной войны на консультации специалист по этой болезни сказал: – Если закуришь, к врачам можешь не обращаться.
Пять раз давали путевку в Цхалтубо, принимал радоновые ванны. В областной больнице принимал сеансы барокамеры для ног. Все прошло бесследно. Думаю потому, что поставлен своевременно и правильно диагноз, приняты все меры лечения в самом начале заболевания и выполнялись точно все рекомендации.
***
Последнее время с левым глазом происходит что-то непонятное. Болеть не болит, а вижу все хуже. Сверху до половины глаза как бы опустился занавес. Видится нижняя половина предметов, пейзажа, как-то искаженно-преломлено и все больше. Саша обратился к зав. кафедрой госпитальной хирургии профессору Русакову. Он написал записку-просьбу в клинику глазных болезней проконсультировать и оказать помощь отцу сотрудника.
В это же день, 26 июня 1982 года, доцент Забобонина посмотрела глаз и написала: » У больного Утянского В.А. вторичное отслоение сетчатки левого глаза (меланобластомия ДС?). Направление в глазную клинику в стационар». С 28.06.82 и 9.07.82 я находился на излечении в клинике глазных болезней по поводу новообразования сосудистой оболочки левого глаза (так указано в справке).
Производились всевозможные обследования, в т.ч. ультразвуком. От лазера из глаза летели искры. Сразу я почувствовал, что с глазом придется расстаться. К этому меня и начали готовить. Никакой трагедии, паники почему-то не испытывал, чему удивлялась и очень переживала Валя. За два дня сказали, что будет операция по удалению глаза и тоже, мне показалось, были удивлены моим спокойствием.
«7.07.82 проведена энуклеация левого глаза, 12.07.82 протезирование» – так сказано в справке.
Теперь, как это было.