В.А.Утянский «Воспоминания» 74 с.
Работая в огороде, Зоя наколола ниже колена ногу. Не обратила внимания, даже не помазала йодом. Ранка воспалилась, увеличилась, нога начала опухать, поднялась температура, состояние стало похожим на обморочное. Неотложка забрала в больницу, а оттуда срочно ночью в Краснодар. Оказался столбняк, и спасти ее уже было невозможно. Умерла в страшных муках без сознании. И за что такое?
Из рассказов видно, что шла к смерти как бы осознанно. Не раз говорила: – Умер Виталий, через три года Юра, а теперь через три года моя очередь.
***
Соседка сообщила по телефону, что умер Геннадий Федорович, мой двоюродный брат. С работы его забрали в больницу, там 31 января 1989 года он скончался.
Теперь на Малой Бронной, 12 в двух комнатах коммунальной квартиры осталась одна Женя (Евгения Яковлевна Карастанева, ей 92 года), моя тетя по матери.
Я позвонил в Подгорное и выехал в Москву. Следом выехали Саша и Соня. С Валей решили, что при всех обстоятельствах Евгению Яковлевну заберем в Ростов.
Первыми приехали Женя и Миша, за ними Саша и Соня (они обогнали меня в пути), и к концу дня первого февраля я. Уже был вызван агент похоронного бюро. Она явилась, и мы обо всем договорились.
На следующий день состоялось отпевание (так пожелала мать) в Церкви Ваганьковского кладбища и кремация (так решили мы).
Урну с прахом через месяц получил Миша и привез в Подгорное, отсюда ее забрали в Ростов мы.
Состояние Евгении Яковлевны было тяжелым, подавленным. Узнавала и признавала с трудом только меня. Все время преследовали галлюцинации. Ей казалось, что Геннадий лежит на диване, она обращается к нему, разговаривает с ним. То ей казалось, что в комнате кто-то чужой то в углу, то на окне.
Ехать сразу она отказалась. Но и просто увести ее, бросив две комнаты в Москве, было бы большой глупостью.
И тут Соня взялась за дело. Надо было доказать, что она является родственницей (внучкой), через архив ЗАГСа Краснодара это удалось.
Надо было найти в Ростове желающего на обмен. Такие нашлись, их две комнаты и одну Сонину теперь надо обменять на отдельную трехкомнатную. И такое получилось, прямо сказать, невероятное, в доме, где жила Соня. Ну, право же, Соня везучий, удачливый человек. За что ни возьмется, все получается. Хлопот было много, но на каждом этапе она одерживала победу.