В.А.Утянский «Воспоминания» 75 с.
Последний месяц перед переездом Жени в Ростов Валя и я жили в Москве. Ночевать ездили в Бирюлево к Сониной подруге Оле (она с мужем в экспедиции), квартира в нашем распоряжении. Утром, прихватив продукты, являлись к Жене до вечера – и так каждый день. Оставаться ночевать на М. Бронной было просто страшно. Бесчисленное множество в щелях пола, под обоями, на потолке домашних паразитов, бросало в дрожь. Как только гасился свет, они с яростью набрасывались на жертву, и не было от них отбоя. Наконец, обменный ордер на руках, выписка и все расчеты со службами произведены, контейнер с вещами отправлен, и мы: Женя, Валя, Соня, я – уезжаем в Ростов.
С опаской и недоверчивостью Евгения Яковлевна относилась к переезду, как бы не бросили, не обманули.
14 августа 1989 года в купе скорого поезда мы прибыли в Ростов.
В доме, где у Сони была однокомнатная на восьмом этаже, теперь в другом подъезде на пятом этаже в трехкомнатной кооперативной квартире будут жить бабушка и внучка. Это в пяти минутах ходьбы до Сониной работы.
Евгению Яковлевну мы не оставляем одну. Если Соня уезжала на практику в командировку, приезжал кто-то из нас или вместе. Чувствовала она себя физически и морально хорошо, часто шутила и острила. О Геннадии не вспоминала. Ответить, кем доводимся ей я, Валя, Соня, силилась, но не могла, путала, где мать, где дочь. Говорила: – И за что мне такое счастье, так повезло? Жила в отдельной комнате среди своих вещей (кровать, комод, стол, зеркало и др. мелочи). Я заходил в комнату и объявлял: – Кушать подано! Она улыбалась, шла на кухню, садилась на свое место за стол и не начинала есть, пока не сядем все. Первый год требовала, чтобы ей давали работу. И чистила картошку, резала овощи, подметала и протирала полы у себя в комнате.
А позже было и так: садилась за стол и не начинала есть, хотя все были на месте.
– Почему не кушаете?
– Я не заработала.
Только после уговоров, нехотя начинала есть.
***
У нас свершилось знаменательное событие! Валеньке исполнилось семьдесят лет! Грустно, что так много, и радостно, что исполнилось.
Кроме праздников, мы всегда отмечали дни рождения всех членов семьи. Только непредвиденные обстоятельства могли помешать торжествам, наш отъезд или совсем плохое, чья-то смерть.
Далеко загодя мы начали обдумывать и готовиться. Составляли списки, кого пригласить, чем поить и кормить, учитывая, кому с кем интереснее и приятнее встретиться. Сразу было решено, что принимать гостей будем на Чкаловском у Сони, т. к. она уехала второго февраля на ФПК в Москву, и мы неотлучно теперь должны находиться при бабе Жени. А ей исполнилось 7 января 1991 года девяносто четыре, и этот ее день тоже отмечали. Ей нравилось, когда приходили люди и все торжественно садились за стол. Однажды она даже произнесла тост.