РАДИСТКА из УГЛЕРОДА
Мария Васильевна Фролова (Григорова) родилась 3 июня 1923 года в селе Доннигачёвка, Хлевенского уезда, Воронежской губернии. Василий Григорьевич Григоров — папа героини нашего рассказа, из воронежских крестьян, 1890 года рождения. Василий Григоров с детства был хорошо знаком с крестьянским трудом. В семье Григоровых был небольшой надел земли и зажиточной эту семью не назовёшь, но глава семьи Григорий Григоров старался детям дать образование. Василий закончил 4 класса церковно-приходской сельской школы. Работа у местного помещика Копылова. Здесь же и познакомился с такой же батрачкой, как и сам, Настей Кострикиной.
Крестьянские семьи были многодетными, у Кострикиных в семье было 32 души, даже по меркам Доннигачёвки, было много. В 1913, последнем мирном году, обвенчались Василий с Настей. А через год началась I мировая война. Василия Григорова призвали в армию, Настя с первенцем Наумом осталась в селе. После ранений Василий дважды побывал в родном селе и опять фронт. В 1917 году в семье прибавление – дочь Фаина, а папа в Петрограде, в Красной гвардии.
Началась гражданская война, Василий Григоров на Южном фронте, освобождал Воронеж и родные места от белых, воевал в Донских степях, где через 20 лет будет жить его семья. Закончилась гражданская война. Домой, к семье. Недолго пробыл в родном селе, получил направление в город Рамонь, Берёзовского уезда. Назначили Василия Григорьевича директором сахарного завода.
Семья перебралась в село Ивенцы. В семье уже четверо детей: Фаина-1917года, Варвара – 1920 года и Мария – 1923 года. В начале 20-х годов Василий Григоров в сельском хозяйстве, идёт организация первых коммун. В поместьях помещиков Авилова, Новикова, Шепилова Василий Григорьевич организует первую коммуну «Заря свободы».
Недолго просуществовали коммуны в нашей стране. Принцип распределения доходов работающих — на всех живущих в коммуне, (т.е. на всех едоков) не стимулировал повышение производительности труда. Семьи были разные: в одной было 10 душ, а работало двое, в другой – было 4 душ, а работало тоже двое. В 1927 году в семье Григоровых уже шестеро детей в 1925 году родилась Татьяна, а в 1927 году Ваня.
Вот первые детские воспоминания Маши Григоровой: «Жили мы в коммуне, мне очень нравилось. Однажды папу вызвали в уездный комитет, и он задержался, мама заволновалась, да и мы привыкли, что папа всегда с поездок привозил подарки, и тоже ждали его с нетерпением. Жили мы все в одной большой комнате, может это, был танцевальный зал или что-либо другое. Все семьи коммунаров в одной комнате. Вечером приехал папа, мы детвора бросились к нему. – Что ждёте подарки? – Спрашивает он. – Вот и они. В комнату зашли 6 ребят. Голодные, грязные. Так наша семья увеличилась вдвое. Мама заплакала — Да как же мы проживём? – Ничего, прокормим. Так тогда решалась проблема беспризорности».
Начало коллективизации семья Григоровых встретила в Доннигачёвке, куда Василия Григорьевича направили для организации колхоза. Здесь Маша и пошла в первый класс. В 1934 году, закончив 4-й класс, Маша пошла в 5-й класс в соседнем селе Фоминнигачёвке. С отличием закончив 7 классов в 1937 Маша поступает в Воронежский радиотехникум.
В 1939 году семья Григоровых переезжает на Дон, в хутор Аникин. Папа устраивается на работу в колхоз им. Сталина. Младшие дети продолжают учёбу. Ближайшая школа-десятилетка в посёлке Углерод. Маша оставляет учёбу в Воронеже и переезжает с семьёй, и родителям помощь и младшие дети под присмотром. 6 км от Аникина до Углерода и обратно ежедневно преодолевали дети в походах за знаниями.
Комсомолка Мария Григорова в 9-м классе. А на каникулах работа в колхозе. Как это было, вспоминает Мария Васильевна: «Мы хуторские на каникулах обязательно работали в колхозе: на посевной, уборочной или на заготовке сена, а ученикам старших классов, после обучения на курсах и сдачи экзаменов, доверяли работу на тракторах. Уже в 10-м классе я освоила все эти профессии. Последние экзамены в школе и в этот день объявили — ВОЙНА. В хуторе создали ополчение.
Командиром ополчения стал председатель сельсовета Яцков Николай Петрович, заместителем — Михаил Иванович Бачурин. Мне, как секретарю комсомольской организации поручили собрать молодёжь в ополчение, мне помогал Георгий Аникин. Мы охраняли все колхозные постройки, технику, занимались военной подготовкой. В июле месяце меня посылают на курсы трактористов в Садки, там находилась школа механизаторов и основная тракторная база МТС. После окончания курсов вручили диплом механизатора широкого профиля. В колхозе меня назначили бригадиром молодёжной тракторной бригады и поручили перегнать в Садки трактора из нашего колхоза. Наша бригада перегоняла 5 тракторов. В районе хутора Прохоровки нас остановила воинская часть, двигавшаяся на фронт. Трактора были реквизированы, нам был выдан документ командиром части. Но я настояла, и нас с тракторами оставили в части. В сопровождении офицера части наша бригада на тракторах двинулась к Дону. Октябрь месяц: дожди, распутица. Нам надо было доставить орудия и боеприпасы, которые отстали от части.
В районе Константиновки мы попали под бомбёжку. Полтора месяца пробыли мы в части. Поступила команда — Девчонок и меня отправить по домам. Оставили трактора, мои трактористки отправились домой, а меня направили в Ростов, (он был освобождён). 4-х месячные курсы ПВО. Вот и пригодились мои два курса Воронежского радиотехникума. Присвоили звание сержант, и получила специальность радист-шифровальщик. Назначение в отдельный зенитный дивизион 1564. Мы охраняли железнодорожный мост через Дон. Весной 1942 года усилились бомбардировки нашего объекта».
В апреле 1942г. ОЗД 1564 перебрасывают на Кубань. Маша Григорова в Тамани. Части 51-й армии ведут тяжёлые бои на Керченском полуострове. В Тамани находится военно-морская база, отсюда идёт cнабжение наших частей, высадившихся в Крым. Постоянные налёты немецкой авиации. Прямое попадание, Машу тяжело контузило, погибла подруга. Госпиталь в станице Динской, пересылочный пункт в станице Кавказской. Удача, направили в свою часть. А дивизион перебросили на ЮЗФ, которым командовал Н.Ф. Ватутин. Тяжёлые оборонительные бои после Харьковского поражения, отступление к Дону в район Вёшенской.
Мария Васильевна вспоминает: «Началось наступление под Сталинградом, а наша часть освобождала Каменск, Лихую, Углерод, Волченский и наш хутор Аникин. Всё знакомые места. Мы прошли севернее Гуково и через Платово вышли к конезаводу и на Королёвку. Освобождение Сорокино (Краснодон). Очень тяжёлые бои на Миусе. Мои задачи: корректировка огня и шифровка радиограмм. В сентябре освободили Донбасс, и пошли на Запорожье. Наш ЮЗФ переименовали в 3-й Украинский фронт, командующий Ф.И.Толбухин. Не могу забыть то, что мы увидели после освобождении деревни Чёрная в Одесской области. Ряд кольев, а на них мужчины, женщины и дети. Искажённые мукой лица. Жители рассказали, что это работа местных полицаев».
Войска III Украинского фронта после Ясско-Кишинёвской операции вступили в Румынию, а затем и в Болгарию. Заканчивался 1944 г., война шла на территории, откуда она пришла к нам. Войска III УФ после освобождения Румынии перешли границу с Югославией. Часть, в которой воевала, старший сержант Григорова, вступила в Венгрию. После взятия Будапешта войска III УФ выдвинулись к границе с Австрией и 4 апреля вступили на её территорию. 13 апреля войска II и III Украинских фронтов освободили Вену. Война для старшего сержанта Григоровой закончилась в Берлине. Мария Васильевна вспоминает: «5 мая в Берлине уже не стреляли. Все ждали, когда объявят об окончании войны, и вот 9 мая утром прошло сообщение. Началась стрельба в воздух, все обнимались, плакали. А вскоре началась демобилизация. Нас девчат демобилизовали в первую очередь. Эшелоны формировались по областям. Погрузка, прощание с друзьями, получили пайки, обмундирование, оформили документы и домой. Не всем было суждено добраться домой. Не доезжая станции Чоп, на наш эшелон напала вооружённая банда, а мы были без оружия. Небольшая охрана эшелона погибла и пока подоспела помощь, эшелон ограбили, а что было грабить? Немного продовольствия, обмундирование, но главное, документы. Шедший следом воинский эшелон отогнал банду. Нас снабдили одеждой, документы восстанавливали уже на месте».
Возвратилась Маша Григорова домой после 4-х летней разлуки. Нет уже той наивной школьницы. Не женское дело – ВОЙНА. Не все мужчины, возвратившиеся с фронта, смогли найти себя в новой жизни. А как же быть миллиону девчонок и женщин, прошедшим все ужасы фронта, выжившими в той страшной мясорубке. Пришли домой, а им вслед – Знаем, как вы там воевали! А дома разруха, голод и нет женихов, остались на полях сражений. Из 1923-24 годов рождения мужского населения СССР в 1945 г. осталось в живых только 5%. Стала на учёт старший сержант Григорова, восстановила документы и на работу.
Пришла весточка с Дальнего Востока от сестры Фаины. Она и муж были политработниками, проходили службу в I Краснознамённой Дальневосточной Армии. В сентябре там закончилась война. А в июне 1946 года с весточкой от Фаины прибыл бравый разведчик из I КА Тимофей Фролов. Познакомились, понравились друг другу. У бывших фронтовиков много общего. Поженились, и появилась в посёлке Гуково новая семья Фроловых. Настоящая СЕМЬЯ.Семь детей у Маши и Тимофея Фроловых: Евгений, Валентин, Людмила, Фаина, Татьяна, Юрий и Елена. Воспитывали детей, трудились на производстве. Орден Отечественной войны II степени у Марии Васильевны за ратные подвиги и орден Материнская Слава III степени в мирное время. В 1996 г. отметили золотую свадьбу Фроловы, и в этом же году президент России наградил Марию Васильевну медалью Г.К.Жукова. Были невосполнимые потери в этой большой семье. Сейчас Мария Васильевна живёт с внуком Артёмом, учащимся лицея 63. Есть опора и поддержка. Пожелаем и мы Марии Васильевне и её родным здоровья и всего наилучшего.