Янв07

Тэги

Похожие посты

Добавить в

Размах наступательных операций танковых армий.(Часть 2)

Опыт же войны, судя по табл. 10, опроверг это положение и показал, что при нормальном пополнении в ходе операции горючим и смазочными материалами, боеприпасами и своевременном ремонте выбывшей из строя материальной части танковая армия была способна вести боевые действия непрерывно в течение 15-20 суток, после чего требовалось выводить ее из боев для восстановления боеспособности. Однако все зависело от конкретного состояния войск армии. Если потери были невелики, армия могла продолжать боевые действия, выводя соединения поочередно на приведение их в порядок. Если танковая армия в процессе операции имела большие потери, утрачивала свою боеспособность, то срок перерыва в боевых действиях зависел от возможности пополнения ее всеми видами материальной части и личным составом.

Практика войны показала, что после ввода танковой армии в сражение она при различных условиях обстановки не должна останавливаться в своем наступлении до выполнения конечной цели фронтовой операции.

Темпы наступления танковых армий зависели также от многих факторов, но главным образом от характера задач, которые им приходилось выполнять, степени сопротивления противника, состояния материальной части, эффективности артиллерийской и авиационной поддержки, инженерного, тылового и технического обеспечения, от местности и метеорологических условий.

Низкие среднесуточные темпы наступления (4-15.км в сутки) были характерны для 2, 4 и 3-й гвардейской танковых армий в Орловской операции, а также для 2-й и 1-й гвардейских танковых армий в Берлинской операции. Главной причиной низких среднесуточных темпов наступления этих танковых армий в данных операциях являлось то, что им пришлось на всем своем пути в полном смысле слова «прогрызать» совместно с общевойсковыми армиями один за другим заранее подготовленные в противотанковом отношении оборонительные рубежи противника. Вместе с тем в Орловской операции танковые армии прорывали промежуточные рубежи обороны врага при очень низкой плотности орудий и минометов, отсутствии тяжелой артиллерии, слабом взаимодействии с общевойсковыми и воздушными армиями. Будучи вынужденными вести ожесточенные затяжные бои с вражескими танковыми резервами на заранее подготовленных оборонительных рубежах, танковые армии в обеих указанных операциях не смогли вырваться на оперативный простор, поэтому темпы их наступления в некоторые дни достигали даже 1-1,5 км в сутки. Это большой урок для организации и осуществления прорыва обороны противника и в современных условиях.

Ограниченные среднесуточные темпы наступления танковых армий в Житомирско-Бердичевской и Будапештской операциях были связаны с наличием в оперативной глубине крупных танковых резервов противника, с тяжелыми условиями местности и погоды. К тому же 6-я гвардейская танковая армия имела большую не укомплектованность в танках и САУ.

Среднесуточные темпы наступления танковых армий в пределах 20-30 км были характерны для тех операций, которые проводились в условиях весенней и осенней распутицы, в лесисто-болотистой и горно-лесистой местности. Показательными в этом отношении являются Корсунь-Шевченковская, Проскуровско-Черновицкая, Уманско-Ботошанская, Витсбско-Оршанокая, Восточно-Померанская, Венская и другие операции. Однако и в таких трудных условиях в отдельные дни темпы были значительно выше и достигали 30-50 км.