Янв11

Тэги

Похожие посты

Добавить в

Размах наступательных операций танковых армий.(Часть 4)

В большинстве своем отрыв танковых армий от общевойсковых по опыту войны составлял 50-70 км . Это расстояние позволяло сохранять связь и взаимодействие танковой армии с общевойсковыми армиями и обеспечивало коммуникации танковой армии. При таком и меньшем отрыве от общевойсковых армий танковая армия имела .возможность не только обеспечивать своими средствами коммуникации, нормально осуществлять подвоз материальных средств и эвакуацию, но и создавать устойчивость всему наступающему оперативному построению фронта, а также своевременно влиять на изменения в обстановке на том или ином направлении наступления войск фронта.

При благоприятной обстановке танковые армии отрывались от общевойсковых армий на расстояние до 100 км и более. При таком отрыве от общевойсковых армий взаимодействие танковой армии с ними в значительной мере терялось. На обеспечение своих коммуникаций танковая армия была вынуждена расходовать часть сил, которые были ей крайне необходимы для наращивания удара, обеспечения флангов и т. д.

Отрыв от общевойсковых армий на 100 км и более был более благоприятным при обстановке, когда на данном направлении за танковой армией, хотя и в большом отрыве, продвигались стрелковые соединения, которые обеспечивали ее коммуникации и фланги. Так, например, в Львовско-Сандомирской операции 3-я гвардейская танковая армия вырвалась к реке Висла и главными силами форсировала ее. Основные силы 1-го Украинского фронта были еще па реке Сап. Противник сгруппировал

Крупные силы на левом берегу Вислы в районе Сандомира, а второй крупной группировкой попытался отрезать паши войска по правому берегу этой реки. Завязались упорные бои. Подошедшие соединения 5-й гвардейской армии оказали своевременную помощь в ликвидации вражеской группировки на правом берегу Вислы, и 3-я гвардейская танковая армия, имея обеспеченные коммуникации, продолжала расширять плацдарм,

Для заполнения образовавшегося разрыва общевойсковые армии вслед за танковыми армиями обычно высыпали сильные передовые отряды. Они увеличивали глубину оперативного построения общевойсковой армии, лишали противника возможности блокировать коммуникации танковой армии и прерывать ее взаимодействие с общевойсковой армией.

Отрыв танковых армий от главных сил фронта был условием быстрейшего решения задач фронтовой наступательной операции и не являлся результатом огульного продвижения их вперед.

Характер действий танковой армии в оперативной глубине обороны противника каждый раз определялся командующим фронтом еще в период подготовки фронтовой наступательной операции, а затем уточнялся в хо- де се в зависимости от складывавшейся обстановки. Так, маршал бронетанковых войск П. С. Рыбалко после войны отмечал, что в Сандомирско-Силезской операции 3-я гвардейская танковая армия получила указание не отрываться далеко от общевойсковых армий. В связи с этим она наступала от рубежа к рубежу скачками, содействуя выходу войск 52-й армии последовательно к рекам Нида, Пилица, Варта, к германо-польской границе, а затем войскам 5-й гвардейской, 21-й и 60-й армий к реке Одер. В Нижне-Силезской операции 3-я гвардейская танковая армия также содействовала выходу общевойсковых армий последовательно к рекам Бобер, Квейс и Нейсе. В Берлинской же операции 3-я и 4-я гвардейские танковые армии получили указание от командующего фронтом оторваться с рубежа реки Шпре от общевойсковых армий и, совершив маневр, стремительно ворваться с юга в Берлин и Потсдам.