Размах наступательных операций танковых армий.(Часть 5)
При отрыве танковых армий от главных сил фронта его командующий стремился всегда сохранять оперативное взаимодействие их с общевойсковыми армиями, отдельными танковыми (механизированными) корпусами, конно-механизированными группами, между самими танковыми армиями и фронтовой авиацией.
Ширина полосы наступления танковой армии зависела от замысла фронтовой операции, задачи армии, ее оперативного построения, боевых порядков корпусов, характера обороны и группировки противника, характера местности. Она не была и не могла быть постоянной. Для танковой армии не устанавливались разграничительные линии. Выйдя на оперативный простор, танковая армия имела возможность маневрировать во всей полосе своего фронта, а иногда и за пределами его границ. Танковая армия, как правило, не наступала сплошным фронтом, ей были свойственны широкий маневр, обходы и охваты узлов сопротивления, труднопроходимых и укрепленных районов и группировок противника.
В большинстве операций, как показывает табл. 10, ширина полосы наступления танковой армии после завершения прорыва тактической зоны обороны противника колебалась в пределах 10-20 км, а с выходом на оперативный простор-25-45 км, иногда-50-100 км и, как исключение (в Хингано-Мукденской операции),- до 200 км.
Танковая армия трехкорпусного состава при двухэшелонном оперативном построении при развертывании ее в боевые порядки могла наступать на фронте 20- 25 км, а при одноэшелонном оперативном построении — на фронте 30-35 км. Во время войны эти нормы считались оптимальными. Такая ширина полосы наступления танковой армии давала ей возможность громить войска противника мощным танковым тараном. Кроме того, в этом случае не испытывались трудности в управлении войсками танковой армии, а также в организации и осуществлении подвоза и эвакуации.
Однако обстановка в ходе операций заставляла отходить от этих оптимальных норм, и танковые армии нередко были вынуждены наступать, а точнее, действовать в более широких полосах. Так, например, в ходе Львовско-Сандомирской операции 1-го Украинского фронта 3-й гвардейской танковой армии после выхода в район Судовой Вишни, что западнее Львова, пришлось действовать в радиусе 50 км на трех направлениях на Львов, Персмышль и Самбор-Фелынтын, сохраняя в центре достаточные силы для усиления того или иного направления. В Сандомирско-Силезской операции с выходом 3-й гвардейской танковой армии на реку Пилицу обстановка потребовала выбросить сильные передовые отряды на Радомско и Ченстохову в радиусе действий 50-60 км от главных сил корпусов. Это расширило полосу действий войск танковой армии до 100 км. В ходе Нижне-Силезской операции того же фронта два корпуса (7-й гвардейский танковый и 9-й механизированный) 3-й гвардейской танковой армии были повернуты на юго-восток для нанесения удара по бреславльской группировке противника, а для наступления на герлицком направлении (на запад) был оставлен один 6-й гвардейский танковый корпус. В результате войска армии действовали в двух различных направлениях на фронте более 100 км. Управление ими было затруднено; наступление 6-го гвардейского танкового корпуса застопорилось, а в целом армия потеряла темп наступления.
Одновременные действия войск в разных направлениях имели место и у других танковых армий, в частности у 2-й гвардейской танковой армии в Люблинско-Брестской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.