Тэги

Похожие посты

Добавить в

Льготы: ЧЕМ компенсировать НЕдоверие?

1342245На наши вопросы отвечает заместитель начальника управления военно-социальной работы Главного управления воспитательной работы ВС РФ полковник юстиции Вячеслав ЗВЕЗДИЛИН.

— Вячеслав Михайлович, на сегодняшний день на федеральные льготы претендуют 14 миллионов 198 тысяч человек, притом что в бюджет закладывалась цифра в 12 миллионов. «Федеральную прибавку» дали как раз армия и спецслужбы. Дополнительные деньги на «монетизацию» льгот, которые выделяет центр в помощь субъектам Федерации, к сожалению, не могут сразу снять остроту проблемы социальных выплат. Что же ждет с января 2005 года тех, кто пользовался льготами согласно «старому» Закону «О статусе военнослужащих», другим законодательным актам, касающимся социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы? Раньше, например, не стоял вопрос, как доехать до работы на общественном транспорте. Самая популярная льгота, за что служивые были благодарны государству, – это бесплатный проезд. А теперь?

— В страну пришла рыночная экономика, поэтому пришло время делать пусть и непопулярные пока шаги в этой области. Речь ведь не идет об отмене льгот. Да, с 1 января 2005 года свой проезд каждому придется оплачивать реальными деньгами. Нельзя будет просто показать удостоверение и ехать, как прежде, бесплатно. Но Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусмотрено проведение комплекса мероприятий по переводу установленных военнослужащим натуральных льгот в денежную форму в целях компенсации им потерь в связи с отменой права на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта (за исключением такси), а также льгот по уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц, увеличен с 70 до 120 процентов оклада по воинской должности размер выплачиваемой ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Выплата указанной надбавки позволит повысить ежемесячное денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и замещающих воинские должности солдат, сержантов и старшин, на 480 – 650 рублей, младших офицеров — на 770 – 870 рублей, старших офицеров – на 965 – 1.200 рублей. Солдатам, матросам и сержантам, проходящим военную службу по призыву, полагается 100 рублей в месяц на проезд, а курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения первого контракта о прохождении военной службы – 200 рублей.

Кстати, жены и дети военнослужащих в отпуск будут продолжать ездить бесплатно согласно ранее установленным правилам.

— Но в отдельных регионах эти выплаты не покроют расходы ни на проезд, ни на уплату земельного налога и налогов на имущество физических лиц… К тому же многие бесквартирные военнослужащие вынуждены снимать жилье зачастую далеко от места прохождения службы.

— Да, для регионов с высоким уровнем жизни – в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской и некоторых других областях 120 процентов надбавки может быть недостаточно. В связи с этим в статью 100 указанного выше федерального закона включена норма, в соответствии с которой Правительству РФ предоставлено право принимать решения о повышении размера этих ежемесячных выплат сверх 120 процентов отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания и прохождения военной службы.

Кроме этого, никто не мешает субъектам Федерации самим принимать постановления о совершенствовании социальной сферы на местах. Так, с нового года в Москве ветераны боевых действий, работавшие на объектах ПВО и строительстве оборонительных сооружений и других военных объектов в 1941—1945 гг., военные 1941—1945 гг., не принимавшие участия в боевых действиях, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и некоторые другие категории льготников будут продолжать бесплатно пользоваться городским транспортом и зубопротезированием. Бесплатный проезд ветеранам боевых действий будет возможен либо при помощи специальных проездных талонов, которые будут выдаваться на один или на три месяца, либо дополнительной денежной компенсации. Выдачу предполагается производить по месту службы или в органах соцзащиты по месту проживания. Кроме того, для ветеранов боевых действий, например, вводятся и другие социальные гарантии и компенсации: дополнительно они будут получать ежемесячно 650 рублей и соцпакет.

— Сколько стоит этот соцпакет и можно ли будет перевести его в денежный эквивалент?

— Стоимость социального пакета 450 рублей. Он включает в себя бесплатный проезд в пригородных электричках, получение бесплатных лекарств в аптеках по рецепту врача, санаторно-курортное лечение (по медицинским показаниям). С 2006 года льготники могут отказаться от него или какой-то его части. Для этого нужно до 1 октября 2005 года подать заявление в Пенсионный фонд по месту жительства. И тогда взамен соцпакета вы будете получать деньги.

— А как будут выплачиваться компенсации ветеранам силовых ведомств?

— Получать деньги через свои министерства и ведомства будут те, кто проходил или проходит службу в структурах Министерства обороны, МВД, ФСБ, СВР, ФСО, Федеральной службе исполнения наказаний. Пенсионный фонд будет выплачивать компенсации взамен льгот сотрудникам МЧС, Федеральной фельдъегерской службы, Федеральной таможенной службы.

— Среди читателей «Красной звезды» есть «чернобыльцы», другие льготные категории населения. Ясно, что в одном материале дать разъяснения, понятные всем, невозможно. Но один из наиболее часто задаваемых вопросов – жилищный.

— Что касается квартирного вопроса «чернобыльцев», то лица, вставшие в льготную очередь на получение жилья до 1 января 2005 года, сохранят право получения жилья. Но с момента вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ эта льготная категория потеряет право постановки на учет по льготным основаниям. Проблема же обеспечения жильем военнослужащих продолжает оставаться одной из самых актуальных. Свыше 410 тысяч семей нуждаются в жилье на сегодняшний день. Исходя из объемов ассигнований, предусмотренных в проекте федерального бюджета на 2005 год, Министерство обороны России может получить только 9,3 тысячи квартир. Такая же ситуация с приобретением жилья для военнослужащих сложилась и в МВД России, и других федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Приоритетными направлениями решения жилищной проблемы военнослужащих на ближайшие годы являются:

— формирование фонда служебного жилья под штатную численность воинских частей и соединений в местах их постоянной дислокации, в первую очередь для частей постоянной готовности (свыше 304 тыс. квартир);

— реализация имеющихся обязательств государства по обеспечению жильем для постоянного проживания военнослужащих, заключивших контракты до 1 января 2005 года (свыше 89,9 тыс. квартир);

— переход к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, заключивших контракты на прохождение военной службы после 1 января 2005 года (до 30 тыс. участников ежегодно).

По поручению Президента РФ от 23 июля 2003 года № 1382 полным ходом идет работа по разработке проекта федеральной целевой программы формирования фонда служебных жилых помещений в ВС РФ. Но формирование системы гарантированного обеспечения жильем военнослужащих, отработка механизма его предоставления возможны только при существенном увеличении государственных капитальных вложений на строительство и приобретение жилья, их рациональном и эффективном использовании.

— А как со следующего года будут обстоять дела с медицинским обеспечением военнослужащих? Могут ли их жены и дети, как раньше, бесплатно лечиться в госпиталях и военных поликлиниках?

— Порядок лечения членов семьи будет определять правительство. Пока ничего не меняется. Но уже известно, например, что с 1 января 2005 года вводится пособие на проведение летней оздоровительной кампании, выплачиваемое на детей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в зонах вооруженных конфликтов. Одновременно вводится аналогичное пособие детям военнослужащих, в случае если их жены не работают, в связи с отменой этих расходов по Фонду социального страхования. Перевод в денежную форму льгот по медицинскому обеспечению военнослужащих и ветеранов ВС РФ также не предусмотрен. Нет никаких новых установок ни в медицинской службе Минобороны, ни в медицинских службах других войск, воинских формирований и органах. Одновременно идет совершенствование военной медицины в целях создания межведомственной системы медицинского обеспечения в рамках межведомственной (сопряженной) унифицированной системы тылового обеспечения ВС РФ.

— Теперь о замене продовольственного пайка денежной компенсацией, которая вызывает немало нареканий. Его стоимость превышает размер выплачиваемых взамен денег…

— Да, только у отдельных категорий военнослужащих останется возможность получать не компенсацию, а продовольственный паек. Но ведь все равно у него не было единой стоимости. Ведь закупочные цены в разных регионах существенно отличаются.

Вообще военнослужащие, а также военные пенсионеры стали первыми, с кого в 2002 году государство начало реализацию политики перевода социальных льгот из натуральной формы в денежную. Только вот последний раз индексация денежного довольствия военнослужащих была проведена в октябре 2003 года, когда Президент РФ своим решением увеличил его в 1,11 раза. Соответственно с тех пор не повышались и пенсии военным пенсионерам. И «монетизация» льгот доход этой категории населения, конечно, не увеличит. Таким образом, проблематично поднять конкурентоспособность военной службы на рынке труда и тем самым обеспечить своевременную реализацию федеральной целевой программы по контрактной службе на 2004—2007 гг. Действующая в настоящее время система денежного довольствия военнослужащих в условиях перехода к комплектованию Вооруженных Сил РФ на контрактную основу несовершенна. Она в целом основывается на увеличении единовременных выплат и не предполагает последовательного роста окладов по воинским должностям и званиям, от которых зависят и размеры военных пенсий. Сейчас определяются меры по дальнейшему реформированию системы денежного довольствия военнослужащих, направленные на повышение уровня денежного довольствия.

— Ясно, что деньги вместо льгот достатка все равно не прибавят. Так как же компенсировать доверие населения государству у тех же военнослужащих?

— Новый льготный механизм моментально отрегулировать невозможно. Даже на выстраивание четкой системы льготных категорий, которой, как оказалось, у нас не было, требуется время. Но министр обороны РФ предложил ряд первоочередных мер по улучшению уровня материального обеспечения военнослужащих. Учитывая особый характер военной службы, необходимо в течение 2005—2007 годов провести мероприятия, позволяющие последовательно увеличить оклады по воинским званиям, превышающие соответствующие надбавки за классный чин федеральных государственных служащих, а также оклады по воинским должностям, превышающие оклады по одноименным должностям федеральных государственных служащих в размерах, устанавливаемых Правительством РФ. Наиболее значимым шагом в этом направлении наряду с повышением денежного довольствия является выработка устойчивой программы индексирования денежных доходов военнослужащих исходя из реальных инфляционных процессов. Целесообразно реализовать эти предложения в рамках федеральной программы «Реформирование государственной службы РФ (2003—2005 годы)», утвержденной Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 года № 1336.

— Я так понимаю, что в реальности на ближайший год предлагается туже затянуть ремень? Что ж, не привыкать…

— Как-то вы уж слишком пессимистичны. Могу сказать точно: Министерство обороны РФ делало все, чтобы государство возможно более мягко начало осуществлять «монетизацию» льгот среди льготных категорий силовых министерств и ведомств. По крайней мере, по некоторым позициям можно говорить даже о позитивных изменениях, которые проявятся со временем. Как будет на самом деле, станет ясно не ранее января 2006 года.