Тэги

Похожие посты

Добавить в

Подготовка зенитчиков для фронта.(ч.2)

Изучение уставов, строевая и стрелковая подготовка завершали военное образование курсанта.

Удельный вес военных дисциплин по отношению к специальным был небольшим, ниже, чем до войны. Так, например, на инженерное дело, противохимическую подготовку, связь и топографию отводилось по 15 — 20 час. Этого времени было недостаточно, чтобы получить глубокие знания, но все же выпускники училища, как показала практика, могли правильно решать многие вопросы, связанные с жизнью и боевой деятельностью войск.

Учебный день в училище начинался рано. Первое время, когда не хватало классов, занятия проводились в три смены. Первая смена начинала занятия в 6 час утра, вторая — в середине дня, третья — в 11 час вечера. Занятия и самоподготовка проводились и ночью. Из 11 час учебного дня 8 час отводилось на занятия с преподавателями и 3 час — на самоподготовку.

Сокращение часов по отдельным дисциплинам заставило весь преподавательский состав работать над дальнейшим совершенствованием методики обучения. Основой преподавания стала максимальная наглядность и простота изложения при особенно тщательном материальном обеспечении занятий. Увеличением практических работ и времени на самоподготовку преподаватели стремились приучить курсантов к самостоятельной работе.

Связь училища с войсками положительно сказывалась на учебном процессе. В значительной степени этому также способствовали хорошая подготовка и большой практический опыт преподавателей, многие из которых прибыли с фронта или имели многолетний стаж преподавательской работы.

Одним из таких преподавателей был старший техник-лейтенант Я.Я. Резник. Весной 1941 года он с отличием окончил военную академию и осенью 1942 года назначен преподавателем ПУАЗО. Отличная военная подготовка, серьезное отношение к службе и повседневная работа над собой дали ему возможность стать одним из лучших преподавателей училища. Его лекции отличались глубиной изложения материала, простотой и большой доходчивостью. В дальнейшем инженер-капитан Резник проявил себя и как хороший организатор.

Большой вклад в дело обучения и воспитания курсантов, в создание материальной базы училища внесли начальники циклов подполковник Т.С. Лунин, капитан артиллерийско-технической службы В.Л. Куршаков.

Мастерами обучения и воспитания были преподаватели инженер-капитаны А.Т. Ветлинский и С.И. Каменев, подполковник Г.А. Богачев, майор Л.Я. Вилуп, инженер-полковник М.П. Карякин, полковник Г.А. Золотарев, старший техник-лейтенант Ф.Л. Литвин, капитан В.И. Сысоев, инженер-капитан А.В. Тикунов и майор А.А. Федоров.

Опытными командирами-воспитателями показали себя и офицеры подразделений подполковник А.А. Брешков и майор А.И. Матвеев.

В годы войны училище не имело своего лагеря, занятия проводились главным образом в классах. При таком положении неизбежно допускались условности в обучении. Чтобы в какой-то степени приблизить обучение к боевым условиям, на берегу реки Томи была оборудована огневая позиция. Здесь курсанты проходили огневую подготовку и по вводным преподавателей производили осмотр, а в необходимых случаях — ремонт орудий и приборов. Начиная с 1943 года, удалось наладить регулярную заводскую практику курсантов.

Важную роль в улучшении учебного процесса сыграла партийно-политическая работа, проводившаяся в училище. Положительный опыт боевой и политической подготовки распространялся всеми формами и методами партийно-политической работы. Огромным стимулом в повышении качества учебы служили события на фронтах. Вместе со всем народом курсанты училища радовались успехам Советской Армии под Сталинградом в период зимнего наступления 1942-1943 годов и стремились отличной учебой внести свой вклад в дело победы над врагом.

Новым этапом в повышении качества учебного процесса явилась вторая половина 1943 года. С октября этого года училище перешло на полуторагодичный срок обучения. Учебный отдел, преподаватели циклов провели большую работу по составлению новых учебных планов и программ обучения. Больше времени стало уделяться практической работе и ремонту в поле.

Признанием заслуг всего преподавательского и командного состава послужило награждение лучших офицеров училища правительственными наградами. Четыре раза награждались наши офицеры в годы войны за образцовое выполнение заданий командования и успешную подготовку квалифицированных офицерских кадров.

В 1943 году орденами и медалями были награждены полковник А.А. Брешков, полковник Г.А. Золотарев, инженер-майор А.С. Мощевитин, капитан А.В. Удальцов, капитан артиллерийско-технической службы В.Г. Чехович, капитан В.И. Кузнецов, капитан интенданской службы М.Д. Ляхов, В 1944 году правительственными наградами были отмечены: капитан И.Ф. Гуисов, инженер-майор В.К. Моисеев, инженер-полковник М.П. Корякин, полковник Т.С. Лунин, капитан технической службы А.Т. Ветлинский, инженер-капитан Я.А. Резник, полковник И.А. Горюшин, майор Я.Д. Бирюк, инженер-капитан С.И. Каменев, капитан технической службы Ф.Л. Литвин, майоры А.И. Матвеев и А.А. Федоров, капитаны В.И. Сысоев и И.В. Савинов, инженер-капитан А.В. Тикунов, старший техник-лейтенант Г.Н. Коваленко, майор технической службы В.Л. Куршаков, старший лейтенант Г.В. Архипов, старший техник-лейтенант И.М. Заседателев, старший лейтенант М.Т. Рогозин, инженер-капитан И.М. Хазанов, сержант З.И. Финкельштейн, подполковник медицинской службы В.М. Пальчиков, врач М.П. Брандина, зав.делопроизводством Г.Д. Куликовская, зав.портновской мастерской Н.Т. Тимофеев.

Многие офицеры были награждены орденами и медалями за образцовое выполнение заданий командования на фронте. Всего за годы войны постоянный состав училища получил более 100 правительственных наград.

Уходя из стен училища, выпускники с большой благодарностью вспоминали своих воспитателей.

«Несмотря на то, что я уже четвертый год нахожусь вне стен училища, в действующей армии, — писал выпускник 1941 года старший техник-лейтенант Н.И. Зарубин, — я часто с большой теплотой вспоминаю училище и своих воспитателей … Я дал клятву не жалеть своих сил, крови и самой жизни для защиты нашей любимой Родины».

“Я хочу от всего сердца поблагодарить весь преподавательский состав училища за то, что благодаря полученной мною подготовке в нем я всегда находил выход из трудного положения», — писал выпускник училища М.Г. Плотников.

Подобных писем в училище приходило много. В них всегда выражалась теплая благодарность выпускников командованию, преподавателям и командирам за хорошую подготовку, полученную ими в стенах училища.

Связь училища с войсками осуществлялась не только стажировкой офицеров в частях, но и поступлением в училище курсантов, имевших солидный военный опыт.

Одним из них был старший сержант Иван Васильевич Лебедев, прибывший в училище с Ленинградского фронта. В его боевой характеристике было указано, что он — снайпер и на его счету 166 убитых фашистов. Еще в 1939 году, когда началась война с белофиннами, Лебедев был зачислен добровольцем на Карельский фронт. С началом Великой Отечественной войны он стремится на передовую.

Став снайпером, он вскоре открывает свой снайперский счет и быстро его увеличивает. Имя снайпера вскоре стало широко известно не только в своей дивизии, но и по всему Ленинградскому фронту. Он часто ходил в засады, сопровождал разведывательные группы, уничтожал расчеты отдельных огневых точек. О подвигах Лебедева И.В. много писали в дивизионной и фронтовой газетах.

Свое искусство снайпера, неутомимого истребителя фашистов, Лебедев передавал своим ученикам.

Старший сержант Андрей Ефимович Будяков впервые встретился с фашистами под Полоцком и с этого момента началась его боевая жизнь. Особенно запомнился один из боев под Орлом в 1943 году.

Командир взвода был ранен в самом начале атаки. Взвод остался без командира, среди бойцов появилась некоторая растерянность.

Тогда Будяков принял на себя командование взводом. Личным примером он воодушевил бойцов. Наступление продолжалось, и только тяжелое ранение заставило Будякова выбыть из строя. Он был эвакуирован в Тулу. Еще в госпитале командир бригады вручил ему орден Красной Звезды.

Ранение и затем тяжелая болезнь помешала Будякову вернуться в свою часть. После Выздоровления он был направлен в наше училище и стал одним из лучших курсантов 2-го дивизиона.

Старший сержант Чугунов Владимир Александрович не любил рассказывать о том, как ему приходилось воевать. Война застала его на пограничной заставе, на границе с Румынией. В течение трех дней 65 бойцов заставы сдерживали напор фашистов. Мужественно и стойко дрались пограничники, не раз им приходилось ходить в штыковую атаку. Но силы защитников таяли. Когда к заставе подошли наши части, в живых осталось лишь 13 человек и среди них был сержант Чугунов. Ему пришлось испытать всю горечь отступления наших войск от западных границ. Испытал он и радость первых побед. Вместе с частями Советской Армии он изгонял врага из оккупированных районов нашей страны, дойдя до Новгород-Волынска. Старший сержант Чугунов был семь раз ранен. Четыре раза находился на излечении в госпиталях, и каждый раз возвращался в строй. Правительство отметило его боевые заслуги пятью наградами: орденами «Отечественной войны» и «Красной Звезды», медалями «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За оборону Сталинграда». Придя в наше училище, товарищ Чугунов стал отличником боевой и политической подготовки.