Тэги

Похожие посты

Добавить в

Подготовка зенитчиков для фронта.(ч.3)

Значительную помощь в налаживании учебного процесса в новых условиях оказало училищу Управление артиллерийских военно-учебных заведений. В декабре 1943 года училище проверяла комиссия этого управления. Комиссия отметила большую работу, проведенную личным составом в организации учебного процесса с начала войны, хорошую и вполне удовлетворительную постановку обучения по целому ряду предметов. Вместе с тем был вскрыт ряд серьезных недостатков: теоретический уклон в обучении, слабая постановка практических работ, недостаточное внимание вопросам эксплуатации, ремонта и сбережения артиллерийского вооружения.

1944 год — год решающих побед Советской Армии — был для училища этапом дальнейшей борьбы всего личного состава за улучшение учебного процесса и укрепление воинской дисциплины.

Командование и политотдел, используя различные формы работы, направляли активность личного состава на решение стоящих перед училищем задач. Много деловых предложений по устранению недостатков и улучшению всей деятельности училища внесли коммунисты и комсомольцы.

Учебный отдел, циклы, преподавательский состав провели работу по пересмотру программ, по улучшению организационно-методической работы. Теоретическая часть программ была несколько сокращена, увеличилось время на практическую работу и полевые занятия. Особое внимание уделялось ликвидации оторванности теории от практики. Чтобы сделать обучение более конкретным и целеустремленным, была проведена увязка программ между циклами. Много полезного дала проведенная в училище методическая конференция.

Офицеры-преподаватели вели серьезную военно-научную работу, совершенствовали методику преподавания, писали учебники, руководства и описания новых артиллерийских систем. За успешную работу по составлению руководства преподаватели Я.А. Резник, Э.Х. Шапиро, Н.Г. Кальжанов, Р.В. Богословский, А.А. Шебанов и Ф.А. Литвин получили благодарность от маршала артиллерии М.А. Яковлева.

Инженер-капитан М.А. Трейстер написал ряд руководств, за которые получил благодарность от Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова и маршала артиллерии М.А. Яковлева.

Инженер-майор Э.Х. Шапиро был вызван из нашего училища в Москву для участия в составлении руководства службы по новому прибору ПУАЗО-4. Инженер-капитан З.Л. Герштейн написал работу по устройству прицела 37-мм автоматической зенитной пушки.

Особенно нужно отметить тех офицеров, которые в трудных условиях эвакуации наряду с выполнением своих служебных обязанностей вели серьезную научную работу, защитили диссертации и получили ученую степень.

Инженер-капитан Ф.Л. Литвин был одним из лучших преподавателей цикла ПУАЗО. Во время стажировки в действующих частях он предложил более совершенный способ использования английских станций СОН для наших ПУАЗО. 21 апреля 1944 года на заседании ученого совета Томского политехнического института инженер-капитан Ф.Л. Литвин защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Цилиндрические эвольвентные колеса (теория зацепления при перекрещивании осей). Влияние погрешностей элементов зацепления на точность работы зубчатых передач». В дальнейшем тов. Литвин — доктор технических наук.

Большую научно-исследовательскую работу в училище вел начальник медицинской службы подполковник Пальчиков Виктор Михайлович. Известный врач, кандидат медицинских наук, он еще до войны начал работу по исследованию инфекционных заболеваний кожи. В годы войны В.М. Пальчиков продолжает свою работу. Будучи начальником госпиталя в городе Бийске, затем начальником медслужбы нашего училища, подполковник Пальчиков наряду с большой работой по организации санитарной службы и чтением лекций находил время для научной работы. 29 октября 1943 года ученым советом Томского медицинского института за работу «Механизм действия белого стрептоцида при некоторых инфекционных заболеваниях кожи» ему была присуждена ученая степень доктора медицинских наук.

Во дворе училища был оборудован артиллерийский парк, где имелись основные образцы отечественного и иностранного вооружения. Здесь курсанты практически учились методике и правилам осмотра, эксплуатации и сбережения материальной части. Нередко занятия организовывались на полигоне, где курсанты наблюдали боевую работу систем, учились выявлять и устранять неисправности.

Возросло количество полевых занятий по военным дисциплинам.

На них курсанты отрабатывали вопросы, касающиеся различных циклов, учились осматривать и ремонтировать технику в полевых условиях.

Составной частью офицерской учебы была стажировка преподавателей в войсках. Опыт показал, что она явилась важным фактором в совершенствовании офицерского состава. Стажировка в войсках позволяла вносить в обучение основной принцип — учить войска тому, что требуется на войне.

Бывая в войсках, офицеры училища вникали в жизнь частей и подразделений и своей деятельностью способствовали выполнению ими боевых задач. Изучая опыт войск, наши офицеры вмесите с тем приобретали личный опыт. Они внимательно изучали боевое использование зенитной артиллерии, работу орудийных и приборных расчетов, эксплуатацию вооружения, систематизировали часто встречающиеся неисправности и повреждения, а также методы их устранения и ремонта. На основе тщательного анализа находили наиболее совершенные методы ремонта и эксплуатации материальной части, а затем в училище все это внедрялось в учебный процесс.

Таким образом, училище не только готовило офицеров для войск, но и само училось в войсках. Курсанты получали то новое, что давал опыт боевого использования зенитной артиллерии на фронте. Уезжая на фронт, наши выпускники в какой-то степени были уже обогащены опытом войны.

На основе материалов, полученных в результате стажировки, в училище проводилась творческая разработка наиболее совершенных методов разработки, сборки и ремонта орудий и приборов, осваивались новые образцы военной техники. Обладая лучшей подготовкой и наиболее широким техническим кругозором, преподаватели училища обучали новой технике офицерский состав войск, проводили показные занятия с артиллерийскими мастерами и расчетами.

Полковник Т.С. Лунин и инженер-подполковник В.К. Моисеев были на стажировке в Сталинграде, где провели ряд показных занятий с офицерами частей.

Техник-лейтенант А.А. Шебанов проходил стажировку в качестве техника по приборам в одной из частей на Севере. Вернувшись в училище, он составил проект руководства службы по новому прибору управления артиллерийским зенитным огнем М-5, который в годы войны являлся единственным пособием по этому прибору.

Особенно интересной была стажировка начальника цикла материальной части зенитной артиллерии капитана артиллерийско-технической службы В.Г. Чеховича, старшего преподавателя оснований устройства ПУАЗО и оптических приборов инженер-майора Э.Х. Шапиро, старшего помощника начальника учебного отдела капитана артиллерийско-технической службы В.Л. Куршакова. Они побывали во многих частях Первого Украинского фронта и собрали богатый материал по организации войсковой зенитной артиллерии, ее тактике в наступательном бою, вопросам артснабжения и ремонта вооружения в частях. Все это было обобщено в обстоятельном отчете Главному артиллерийскому управлению, по заданию которого они работали.

Были сделаны важные выводы и представлены ценные предложения. На их основании управление артиллерийских военно-учебных заведений Красной Армии издало специальную инструкцию об изменении в программах зенитных артиллерийских училищ, а Главным артиллерийским управлением были учтены все замечания о состоянии зенитного вооружения и об организации артиллерийского снабжения и ремонта в войсках.

Встречая в войсках неисправное вооружение, наши офицеры организовывали ремонт орудий и приборов и часто сами руководили этими работами. Так, инженер-майор Э.Х. Шапиро, находясь на огневой позиции во время отражения атаки танков, под огнем противника устранял мелкие неисправности, а в промежутках между боями произвел ремонт двух ПУАЗО-3.

Много полезного во время стажировки в войсках сделали офицеры Я.А. Резник, И.В. Савинов, П.В. Яковлев, А.И. Гордеев и другие.

Проходя стажировку в войсковых частях и соединениях, преподаватели училища за 1943-44 годы накопили большой материал по эксплуатации материальной части в войсках, на основе которого был составлен перечень основных, наиболее типичных неисправностей техники, наблюдавшихся при ее эксплуатации в боевых условиях. По ним на циклах были разработаны технологические карты, составлены описания лабораторных работ, оборудованы рабочие места.

В годы войны появилась потребность дополнить руководства по использованию зенитного вооружения. В начале войны имелось «Руководство по 37-мм автоматической зенитной пушке». Оно не удовлетворяло полностью предъявляемым требованиям. В развитие этого руководства капитаном артиллерийско-технической службы В.Г. Чеховичем в 1942 г. была написана «Памятка по эксплуатации 37-мм автоматической зенитной пушки». В памятке были кратко и четко сформулированы основные обязанности артиллерийского техника дивизиона малокалиберной зенитной артиллерии, и она сыграла значительную роль в обучении курсантов.